Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в использовании изотерапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, качестве медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, социального окружения, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах.
Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Педагоги дошкольных учреждений отмечают, что дети старшего дошкольного возраста подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Частые драки и ссоры в группе дошкольников свидетельствуют о том, что у детей сильно нарушена эмоциональная сфера. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста в той или иной степени наблюдаются проблемы эмоциональной сферы. Справиться с этими проблемами возможно с помощью методов изотерапии, поскольку изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с психическим развитием ребенка. В процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом, при этом художественно-эстетическое развитие детей является одним из пяти направлений развития и образования детей, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.
Анализ литературных источников, осмысление сформулированной выше проблемы в контексте психологического здоровья ребенка позволил выявить ряд противоречий между:
- потребностью современного общества в психологически здоровых людях и недостаточной возможностью социальных институтов воспитать, развить психологически здоровую личность в современных социально- экономических условиях;
- доступностью практического использования изобразительной деятельности как средства развития психологически здоровой личности на начальных этапах онтогенеза и недостаточной разработанностью программ, направленных на коррекцию психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста;
- востребованностью изотерапии как самостоятельного направления в коррекционной работе и недостаточной изученностью практических возможностей изотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО.
Актуальность проблемы исследования и выявленные противоречия определили цель данного исследования.
Цель исследования: обосновать, разработать и проверить эффективность программы, направленной на коррекцию психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии.
Объект исследования: психоэмоциональные состояния детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии.
Гипотеза исследования: изотерапия как средство коррекции психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если в ходе психолого-педагогической деятельности будут созданы следующие психолого-педагогические условия реализации программы:
1. Организация предметно-пространственной развивающей среды, включающей в себя творческое взаимодействие педагога с детьми;
2. Создание педагогом атмосферы успешности, понимание потребностей и возможностей ребенка;
3. Применение приемов и методов, направленных на коррекцию психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, касающуюся изучения основных психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть сущностную характеристику психоэмоциональных состояний и их нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить программу коррекции психоэмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии.
4. Охарактеризовать и проанализировать полученные результаты исследования, сделать выводы.
Методы:
- Теоретические: методы анализа, синтеза, обобщение и систематизация данных психолого-педагогических и методологических данных по теме исследования;
- Эмпирические: анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности детей, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ ДС №267.
В исследовании приняло участие 30 старших дошкольников из них 16 девочек и 14 мальчиков, возраст детей 5 - 7 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Изотерапия в коррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста
Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах [5].
Рисование - это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, развить эмпатию, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов [8].
Рисование, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии. Еще в Древней Греции философы указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства. В Средние века практика изотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных изображений на эмоциональное состояние человека[7].
В России по инициативе В.М.Бехтерева во второй половине ХХ века в лечебных и коррекционных целях разрабатывается и используется изотерапия, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.
Это метод лечения посредством художественного творчества. Изотерапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой, выражая посредством искусства свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод изотерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться [11].
Специальные исследования выявили положительное влияние разных видов искусства на различные системы организма человека: сердечно- сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы [14].
В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является изотерапия.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми:
1. Психофизиологическое - связанное с коррекцией психосоматических нарушений.
2. Психотерапевтическое - связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы.
3. Психологическое - выполняющее регулятивную, коммуникативную функции.
4. Социально-педагогическое - связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений в работе с детьми осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках изотерапии.
В последнее время изотерапия все больше включается в коррекционно- развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и дае
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение.- 2000. - 624 с.
2. Антонова Е.В. Изучение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Молодой ученый. - 2015. - №6. - 560-564 с.
3. Белецкая Е.А. Специфика формирования эмоциональной культуры детей в условиях ДОУ / Е.А. Белецкая // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - №11. - 11-15 с.
4. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. №5 сентябрь-октябрь 2000. -38-48. с.
5. ВальдесОдрисола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие. М.: - Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. -63 с.
6. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996.
7. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
8. Венгер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированное пособие / А.Л. Вегнер - М.: АЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -159 с.
9. Вострокнутов Н.В. Семья и дети - тренинг коррекции детско- родительских отношений [Текст] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова. - 2003. - Л.: Нева. -183 с.
10. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2. - 436 с.
11. Георгиевская Д.А. Использование арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д.А. Георгиевская // Молодой ученый. - 2016. - №7. - 320-322 с.
12. Джукенова Г.Д. Возможности арт-терапии в коррекции эмоционального состояния личности дошкольника [Электронный ресурс] /Г.Д. Джукенова // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - №28. -43-48 с.
13. Дмитриева С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Красноярск, 2005. - 32 с.
14. Долгова В.И., Шумакова О.А., Латюшин Я.В. Учебно-методический комплекс по практике в педагогическом училище (IV курс очной формы обучения). - Челябинск, 2004. - 92 с. (с. 30-37)
15. Донская Т.К. Арт-педагогика в современной образовательной парадигме / ТК. Донская // Наука. Искусство, культура. - 2013. - №2. - 144-152 с.
16. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
17. Знаменская Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - №2. -80-87 с. 30.Изард К.Э. Эмоции человека /К.Э. Изард. - М.: Издательство МГУ,
18. 2000. - 281 с.
19. Капустина С.Ю., Кравцов А.В. Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей естественно- научнымдисциплинам в профильных образовательных учреждениях // Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 8.
20. Киселева Т.Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Электронный ресурс] /Т.Ю. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №11. -218-225 с.
21. Кожохина С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. - СПб.: Речь, 2006. -216 с.
22. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.
23. Куканова И. А. Изучение эмоционального отношения к школе детей из замещающих семей // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. 688-69 с.
24. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике //педагогика, - 2000, -№9. -с.
25. 27-34.
26. Малинина С.М. Использование арт-терапии в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста / С.М. Малинина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - №8. -75-78 с.
27. Меньшикова Е.А. Эмоциональное отношение к учебе младших школьников // Начальная школа. 2014. № 2, 17-20 с.
28. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996.
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М., 1969. 66.Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. 2-е изд.,
30. Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
31. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. - М..: АРКТИ, 2006. - 88с.
32. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
33. Федченко Н.М. К проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника / Н.М. Федченко // Педагогический опыт. - 2016. - №14. - 119-124 с.
34. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
35. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997.
36. Холодкова В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - №21. -73-76 с.
37. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002.- 156 с.